История солнцезащитных очков в деталях.


Глаза от яркого солнца защищали еще древние римляне. Известно что римский император Нерон (I век) использовал для этого изумруд, через который, словно через монокль, наблюдал бои гладиаторов. А китайские судьи в Средние века надевали темные очки из кварца, затемненные сажей, дабы до оглашения решения скрыть от присутствующих свое отношение к происходящему.

Нередко изобретателями очков называют народы Крайнего Севера, которым никак нельзя было обойтись без защиты глаз от солнца,особенно в период «сияния снегов». Они проявили немалую смекалку, использу подручные средства: слоновую кость, дерево, китовый ус, конский волос. Из этого изготавливались специальные приспособления с узкими прорезями для глаз.  
В период Позднего Средневековья и в начале Нового времени в Центральной Европе были в ходу очки сначала с зелеными линзами, потом с синими. По большей части их носили по медицинским показаниям, считалось, что они оказывают благоприятное действие при переутомлении глаз и некоторых глазных болезнях. В начале 20 века стокгольмский офтальмолог Йохан Видмарк (Johann Widmark; 1850-1909) смог доказать, что коротковолновые ультрафиолетовые лучи представляют опасность для глаз. А в 1912 году швейцарский офтальмолог Альфред Фогт обосновал, что опасность для хрусталика глаза представляет и длинноволновое инфракрасное излучение. После чего были специально разработаны линзы, защищающие от этого излучения. В 1997 году англичанин Джон Ричардсон предложил очки, состоящие из двух пар линз: корригирующие и откидывающиеся солнцезащитные. По сути, очки Ричардсона, которые он запатентовал, стали прообразом современных очков с клипсами-насадкой. Очки Ричардсона получили широкое распространение сначала среди пассажиров железнодорожного транспорта, а потом среди дворян и буржуа, которые пересели в автомобили с открытым кузовом. Это был прекрасный способ защитить глаза от летящих искр из печей, ветра, пыли и сажи. А вот голливудские звезды немого кино защищали свои глаза от ярких вспышек первых фотокамер.    
Среди тех, кто первым наладил массовое производство солнцезащитных очков под брендом Foster Grant, был американский предприниматель Сэм Фостер (Sam Foster). Но более известным стал другой американский бренд — Ray-Ban, который подарил миру модель формы «авиатор» - едва ли не самую популярную модель века не только прошлого, но и нынешнего. Перед специалистами компании Bausch&Lomb, которая обеспечивала Военно-воздушные силы США оптическим оборудованием, стояла конкретная задача: защитить глаза пилотов от слепящего солнца на больших высотах. В результате появилась модель «Авиатор» в металлической оправе с серо-зелеными линзами, которая была запатентована в 1939 году.
 
Начиная с середины ХХ века, когда вырос уровень жизни людей, солнцезащитные очки рассматривались больше как средство презентации себя, нежели защиты от солнца. «Вы смотрите через свои очки...Весь остальной мир смотрит на них» - так гласил рекламный слоган копании Tura, преуспевших в том, чтобы придать очкам статус модного аксессуара. Закреплением этого статуса способствовала блестящая идея американских производителей декорировать женские оправы, превращая их в настоящие украшения для глаз.  
Популярности солнцезащитным очкам способствовали голливудские звезды, производители очков активно привлекали их к участию в своих рекламных компаниях. Так, модель «вайфарер» (Wayfarer) представленная в 1952 году компанией Bausch&Lomb, стала популярна благодаря Одри Хепберн и Мерилин Монро.  
Со второй половины 80-х годов за разработку дизайна и продвижение очков взялись известные кутюрье. Одним из первых были Джорджио Армани и Ромео Джильи и смогли поднять престиж солнцезащитных очков на новую высоту.
Вместе с тем оптические компании стремились обратить внимание потребителей и на защитную функцию очков, оберегающих не только глаза, но и кожу вокруг них. Уточнение, что глаза защищены от «прищуривания», а соответственно от образования преждевременных морщин, по сей день является веским аргументов в пользу солнцезащитных очков. С начала 20-х годов ХХ века солнцезащитные очки воспринимались в первую очередь как модный аксессуар. Сейчас мы стали более грамотны во многих сферах современного мира и все больше людей понимает, что ношение солнцезащитных очков благотворно влияет на здоровье и комфорт глаз, защищает их от вредного излучения. Но подчас, чрезмерно заботясь об эстетической стороне вопроса, мы забываем об этом. Хотелось бы напомнить, что солнцезащитные очки —это не просто модный аксессуар, но и эффективное средство защиты глаз.

***При написании статьи использованы материалы журнала Веко (№9 2020)