Cazal: марка с характером.

«Judge me by my past», или, в нашем вольном переводе,
«Судите обо мне лишь после того, как узнаете мою историю», — в случае с Cazal эта фраза имеет особый смысл, раскрыть который мы сегодня и постараемся.

Легендами не рождаются, но изредка становятся


Звучным и запоминающимся названием, равно как и своим появлением на свет в 1975 году, марка Cazal обязана своему основателю – неординарному и невероятно талантливому дизайнеру Кари Заллони (Cari Zalloni), чье имя стало легендой еще при жизни. Этот факт хорошо иллюстрирует такой случай. Как-то в начале нулевых на миланской выставке к Заллони подошел американский журналист и ошеломленно произнес: «Так вы и есть Казаль?»* Когда несколько озадаченный Заллони утвердительно кивнул, американец от нахлынувших на него эмоций был готов заключить его в объятия: «О, вы на самом деле еще живы!» В том, что описываемое произошло именно с американским журналистом, нет ничего удивительного. Ведь США – одна из первых стран, куда стали экспортироваться очки Cazal. И именно там в 1982 году марку Cazal настигла по-настоящему большая слава. А как это произошло – отдельная история.
«Казаль» – это не только название бренда, но и псевдоним Кари Заллони, состоящий из первых букв его имени и фамилии

От криминальных репортажей до светской хроники


К успеху марка пришла неожиданным и даже скандальным образом. На одной из станций метро в Филадельфии разгорелся спор между двумя брейкдансерами: молодые люди не могли решить, у кого из них имидж «круче». Конфликт имел летальный исход. И так совпало, что вскоре после этого в Бронксе, округе Нью-Йорка, из своего штатного оружия был убит полицейский.
Нью-Йорк нередко выступает декорацией для съемок рекламных кампаний Cazal. Кадр из лукбука 2013 года
 
Два не связанных между собой криминальных случая объединяло то, что в материалах обоих дел фигурировали очки Cazal, в частности модель 607, известная в Америке под названием «Cazzy», о чем папарацци не замедлили раструбить. «Это было просто какое-то сумасшествие, – позднее вспоминал Заллони. – Вначале немецкие оптики решили, что эти трагедии не что иное, как возмутительная рекламная кампания». Резонанс от произошедших событий был огромным. Очки из небольшого немецкого города Пассау попали на обложки журналов Bild и New York Times. В Пассау приехала съемочная группа американского канала ABC-TV. В результате печально известная Cazzy мгновенно превратилась в очковый бестселлер. Подумать только, что вначале эту модель, ставшую объектом вожделения всех американских реперов и неоднократно впоследствии перевыпущенную, даже не хотели включать в коллекцию! Так, оказывается, тоже бывает.  
Очки модели 607, известной как Cazzy, многократно «переиздавались». На фото эта модель в черной оправе образца 2013 года
 
Спустя какое-то время дела привели Заллони в Чикаго. В отеле он случайно услышал разговор двух афроамериканцев. Один из них спросил другого, знает ли тот, какие солнцезащитные очки сейчас в США самые модные, и его приятель, не задумываясь, ответил: «Cazzy от Cazal». С того дня прошло довольно много лет, однако неизменным остается то, что модели Cazal не сходят со страниц журналов. Правда, сегодня они «герои» светской хроники, а не криминальной.

Неслучайные случайности


Кари Заллони родился в Афинах в 1937 году. В Австрию, на историческую родину матери (по отцу он итальянец), его семья вернулась в 1947 году. Он мог бы стать химиком, но учебе на химическом факультете предпочел занятия в классе венского профессора архитектуры Освальда Хэрдтла (Oswald Haerdtl), где и приобрел навыки и знания в области дизайнерского искусства. В 1962 году Заллони открыл свое дело и занялся дизайном интерьеров, однако на этом не успокоился. В то время как Ирена – его супруга и «точная противоположность, без которой никогда бы ничего не вышло», – посвятила себя заботе о двух детях и доме, он искал для себя новое поле деятельности. То, что Заллони переключился на дизайн очков, явилось чистой воды случайностью. «Но случай, – как считал дизайнер, – имеет большое значение в жизни. Опыт же помогает определить, где искать тот самый счастливый случай». Поиски «случая» привели Заллони в Пассау – элегантный город в Восточной Баварии, где реки Инн и Ильц впадают в Дунай. В фирме, для которой он стал разрабатывать дизайн очков, его свободу самовыражения никто не ограничивал. «Только на небольших предприятиях можно еще создать свой собственный стиль», – был уверен Заллони, который с самого начала поставил перед собой задачу разработать уникальный запоминающийся дизайн. Эти очки из Пассау – стильные, броские, роскошно декорированные и вместе с тем качественные и практичные, с прекрасной вентиляцией – стали идеальными для американцев и азиатов, желающих громко заявить о своем успехе. Уже первые модели стоили порядка 500 американских долларов. А вот в родных пенатах Заллони поначалу сочли сумасшедшим. Местным консервативным оптикам потребовалось время, чтобы понять и принять его необычную, опережающую время коллекцию. Однако со временем «сдалась» и Европа, где поклонниками марки стали люди притязательные, финансово независимые, отличающиеся оригинальным вкусом и нестандартным мышлением. Некоторые из них увлеклись очками Cazal настолько, что даже стали их коллекционировать.
Когда Кари Заллони говорил, что очки Cazal должны быть хорошо узнаваемы с другой стороны улицы, он не шутил
 
И тем не менее самыми ярыми поклонниками Cazal являются американцы. Компания даже открыла свое отделение в Майями. Солнцезащитные очки Cazal быстро стали здесь символом богатства и успеха. В свое время перед ними не устояли чернокожий боксер Майк Тайсон и певец Стив Уандер, актеры Энтони Куин и Аль Пачино, а также джазовый трубач Диззи Гиллеспи, что являлось предметом особой гордости Заллони – большого любителя джаза, чьи интересы выходили за рамки одной отрасли. «В конце концов, я остался верен очкам лишь потому, что постоянно изменял им», – с лукавой улыбкой говорил Заллони, вызывая восхищение и уважение одновременно.  
Аль Пачино носил очки Cazal как в реальной жизни, так и на съемочной площадке.   Кадр из фильма «Донни Браско»
 

Его уже нет, но он всё-таки с нами


Кари Заллони ушел из жизни в 2012 году в возрасте 75 лет. Смерть его стала тяжелой утратой для всех почитателей таланта этого уникального человека, ведь он не просто дал марке свое имя, но и все время был ее идейным вдохновителем, визионером, который умел предвосхищать очковую моду, умел преломлять ее через призму собственной индивидуальности, являясь одним из самых талантливых дизайнеров очков современности. «Что же будет с маркой дальше?» – этот вопрос не мог не волновать оптическую общественность. Однако оказалось, что еще задолго до смерти Заллони позаботился о том, чтобы после его ухода в компании мало что изменилось. Для этого он при жизни сплотил вокруг себя команду одаренных коллег, которые, многому научившись у него, сумели продолжить его дело, вдохновляясь его творчеством. Примечательно, что некоторые модели уже после ухода Заллони, к радости коллекционеров, создавались по его собственным эскизам, оставшимся в наследство творческим преемникам. Это касается в первую очередь моделей винтажной линии Cazal Legends, или «Легенды Cazal», целевая аудитория которой сильно отличается от той, что приобретает оправы и солнцезащитные очки регулярных линий марки.
Помимо линии Cazal Legends, европейские оптики очень любят оправы и солнцезащитные очки регулярных линий марки Cazal 
  Удовлетворять интересы как тех, так и других было нелегко. Но на протяжении восьми лет дизайнеры Cazal хорошо справлялись со своими обязанностями – со знанием дела, но при этом не слишком отклоняясь от заданного курса. И данная тактика, как показывали результаты продаж, была правильной. Однако чем больше проходило времени, тем очевиднее становилось, что для развития такой марки, как Cazal, необходима свежая кровь, свежие мысли и импульсы – нужен прогрессивный лидер, который бы, с одной стороны, очень бережно относился к ценностям марки, а с другой – был достаточно смел и креативен, чтобы начать вписывать в историю Cazal новые главы.

Леди-босс


В начале 2020 года креативным директором марки Cazal стала Катарина Шлагер
  В начале 2020 года креативным директором марки Cazal была назначена Катарина Шлагер (Katharina Schlager), которая едва ли нуждается в особом представлении. Наше личное знакомство с ней началось в 2014 году, когда она еще носила фамилию Платтнер и пестовала марку Andy Wolf, посвятив ей в итоге 13 лет своей жизни. Именно Катарина сумела превратить этот оптический бренд из небольшого австрийского города Граца в одну из самых популярных в фешен-мире марок очков. Австрийские оптики, правда, результат поначалу не особо оценили, как в свое время не оценили и очки марки Cazal. А вот Заллони сразу же обратил внимание на новую марку и, встретив однажды Катарину, лично похвалил ее работу, придав ей тем самым сил и мужества необходимого в начале пути. Cazal и Катарину Шлагер, действительно, связывает многое. И в этом свете назначение Катарины представляется следствием естественного развития событий. Как будто бы в этой истории не хватало очень важного пазла, и наконец он нашелся. «Углы и грани всегда меня привлекали, так как из них получаются особенные вещи. И марка Cazal тоже особенная. Ни один другой бренд не подарил миру столько необычных моделей очков, сколько Cazal», – отмечает Катарина в интервью немецкому отраслевому изданию Eyebizz, состоявшемуся вскоре после ее назначения. Ради Cazal Катарина прервала свой бессрочный отпуск и отменила все свои планы. «Для меня Cazal – это как вторая большая любовь. Любовь, которую ты воспринимаешь осмысленно и к которой ты готов», – делится она в том же интервью.   Мы охотно верим Катарине и полагаем, что благодаря ее дизайнерскому таланту, жизненному и профессиональному опыту, женской интуиции и трепетному отношению к бренду Cazal его история получит интересное продолжение, а мир — много новых оригинальных моделей очков, предназначенных для людей с характером, таким же сильным, как и сам бренд.  

ПРИ НАПИСАНИИ СТАТЬИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ САЙТОВ CAZAL (WWW.CAZAL-EYEWEAR.COM), OCHKI.NET (WWW.OCHKI.NET), SPECTR (SPECTR-MAGAZINE.COM)